Минеральные удобрения

Молочная отрасль - качество сырья, оборудование, проблемы и решения

28.06.2019 | Оборудование

Современная стратегия социально-экономического развития предусматривает наращивание агропромышленного потенциала нашей страны, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности государства.

молоко, качество молока


Структура и особенности отрасли


В структуре пищевой индустрии молочная отрасль занимает ведущее место. Молоко является сопутствующим компонентом при производстве многих товаров пищевой промышленности, в частности, хлебобулочных и кондитерских изделий, соусов, майонезов и т.д. Кроме того, традиционно молоко и молочные продукты в рационе питания нашего населения занимают достаточно высокий удельный вес.

Значимость молока и молочных продуктов в обеспечении продовольственной безопасности страны, роль и значение молочного скотоводства в системе сельского хозяйства и решении социально-экономических проблем на селе требует не только теоретического обоснования дальнейшего их развития, но и практических шагов по реализации стратегии функционирования рынка молочных продуктов с учетом мирового опыта и отечественных реалий.

Проблемы и тенденции


В последнее время деятельность молокоперерабатывающих предприятий характеризуется кризисными явлениями, которые связаны с нарастающим дефицитом сырья, ростом цен на молочную продукцию при одновременном снижении общего уровня платежеспособности населения, а также формированием в целом неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке молочных продуктов.

Эффективное развитие молочной отрасли напрямую зависит от состояния молочного скотоводства, в котором, в свою очередь, за последнее 7 - 10 лет наблюдаются негативные тенденции. Указанные тенденции является следствием снижения эффективности производства молока-сырья и потери интереса к содержанию молочных животных всеми категориями агрохозяйств в следствии ежегодного подорожания кормов, горючесмазочных материалов и электроэнергии, несовершенного механизма дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и недостаточной государственной поддержки молочного животноводства.

Уменьшение объемов производства молока-сырья вызывает усиление конкуренции среди молокоперерабатывающих предприятий на рынке молочного сырья и роста закупочной цены молока. Вследствие недостатка сырья уменьшается уровень загрузки мощностей перерабатывающий предприятий. Кроме того, качество производимого сырья не высокое, что затрудняет производство высококачественной конкурентоспособной продукции.

Оборудование молочного завода


Более 70% отечественного молока-сырья не соответствует мировым стандартам ни по составу, ни по бактериальной безопасности. Причинами низкого качества сырья является, прежде всего, способ организации его производства.

доильные аппараты


Следует констатировать, что обеспечить необходимое качество производимого молока сегодня могут только сельскохозяйственные предприятия и заводы, которые имеют качественное оборудование для производства, переработки, доильные аппараты, вспомогательные агрегаты, лабораторный инструментарий для взятия проб и анализа, на которых осуществляется механическая дойка, очистка и охлаждение молока.

Пути развития


При условии сохранения указанного направления развития молочного животноводства по пути устойчивого уменьшения поголовья молочного скота и неудовлетворительно качества молока, актуальным является вопрос поиска альтернативных источников обеспечения молочной отрасли сырьем.

Такими источниками могут быть: рост импорта молочного сырья, консолидация с поставщиками сырья, инвестирование в развитие собственной сырьевой базы, изменения технологии производства молочных продуктов и тому подобное.

Наиболее оптимальным направлением решения проблемы получения сырья в достаточном количестве и надлежащего качества отечественные эксперты и производители видят в инвестировании в развитие собственной сырьевой базы путем создания современных молочных ферм.

Расширение интегрированных сельскохозяйственных формирований с целью улучшения показателей молочного животноводства как на национальном, так и на региональном уровнях, обозначено в национальной программе развития молочного скотоводства.

Спрос и предложение на рынке молока зависят от многих факторов. Одним из основных, как для потребителей продукции, так и для ее производителей, выступает цена. В условиях снижения покупательной способности населения именно цена играет главную роль при выборе товаров, а цена продажи товара для производителя определяет его привлекательность.

Снижение платежеспособности населения в результате мирового финансового кризиса привело к падению спроса на молочную продукцию и изменение спроса в отдельных сегментах рынка (смещение в сторону более дешевой продукции). Это приводит к структурным изменениям в отрасли: снижение объемов производства высокомаржинальных молочных продуктов ( ароматизированных йогуртов, сухих молока и сливок, творожных изделий) и увеличение производства цельномолочной продукции (молока питьевого, кисломолочной продукции), сыров и мороженого.

охладитель молока

Снижение спроса и уменьшение темпов роста рынка молочных продуктов обостряет конкуренцию, структурные изменения в ассортименте заставляют предприятия работать на грани рентабельности, что в совокупности создает благоприятные условия для интенсификации процессов консолидации на молочном рынке. Эксперты считают, что кризис усилит влияние крупных холдингов, поскольку мелкие и средние производители будут вынуждены покинуть рынок.

Необходимо отметить, что сложная структура рынка открывает компаниям широкие возможности для уникального позиционирования своей продукции и обеспечения конкурентоспособности, ведь ни одно молокоперерабатывающее предприятие быть не может быть успешным на всех сегментах рынка.

Именно поэтому в последнее время на внутреннем рынке изменилась структура производителей молочной продукции. Если раньше преобладали преимущественно объединения, сформированные по территориальному принципу, которые производили весь спектр молочной продукции, то сегодня происходит формирование новых объединений, основанных на принципе специализации на тех или иных видах продукции.